Выбор покрышек для велосипеда
09 июля 2017
Акции → Выбор покрышек для велосипеда
Выбор покрышек для
велосипеда
Пока вы радовались не так давно купленному
велосипеду, пролетел сезон и за вашей спиной остались километры поездок. Вот
тут-то и заметили вы, что покрышки, стоявшие на велосипеде на момент покупки,
уже практически лысые и пора бы их обновить. А возможно, вам просто не
понравился рисунок протектора на родных покрышках, что и послужило поводом для
их замены.… Так или иначе, вы пришли в магазин и, обнаружив широкий выбор
различных покрышек, но вероятно, такой же покрышки как стояла у вас изначально,
среди них не оказалось, что и заставило вас впасть в затяжной ступор.
Чтобы избавить вас от гаданий и рассуждений, приведу основные параметры выбора
покрышек для велосипеда. Сразу оговорюсь, универсальных покрышек не бывает и
каждый сам выбирает наиболее подходящие для своего катания покрышки. Я же
надеюсь, что после прочтения данного материала, выбор для вас станет легче и
понятнее.
По поводу родных покрышек:
Любой производитель, как правило, комплектует велосипед теми покрышками, которые,
по его мнению, наиболее подходят для езды в тех условиях, для которых
разрабатывался тот или иной велосипед. Для большинства кросс-кантрийных моделей
– это недорогие, популярные модели покрышек, с невысоким протектором. Иногда
производителем покрышки является тот же бренд, что и изготовитель велосипеда,
но это значит, что такая покрышка была изготовлена только для комплектации
данных моделей и ее вряд ли удастся купить отдельно. И, надо сказать, не
всегда наши взгляды на режим эксплуатации велосипеда, совпадают с взглядами
производителя и, в этом случае, возможно, стоит сменить покрышки сразу же,
после покупки велосипеда.
Протектор – или иногда, рисунок протектора - вид и форма
внешней поверхности покрышки.
Виды протекторов:
- Слик - идеально-гладкая, или практически,
гладкая резина. Гарантирует невероятный накат, однако приемлемое сцепление
обеспечивает только на гладкой и СУХОЙ! поверхности. Хорошо подойдет для
стрита, катания по асфальту в городе, в сухую погоду, флэта, или катания в
подготовленном парке.
- Полу-слик -
как раз та категория, в которой так много хороших покрышек, что некоторые,
уже не первый год не могут решить какая из них лучше. От слика отличается
невысоким и "Ровным" протектором, т.е. он равномерно выступает
от корда на всей контактной поверхности покрышки. Основное преимущество в
том, что, помимо неплохого наката, позволяет добиться неплохого сцепления
на грунте и мокрых поверхностях. Это происходит благодаря тому, что вода
из контактной площади выдавливается в пустоты протектора, таким образом,
позволяя сделать контактную площадь более сухой и цепкой. Часто
используется как универсальная резина, для катания как парк/стрит, так и
для трюкового катания в дерте, или выездов загород. Не держит рыхлый
грунт, сильную грязь, снег и прочую жижу.
- Высокий протектор - чтобы не вдаваться в полемику, широким жестом объединим в эту
категорию все покрышки с высотой протектора до 10-12мм. Такие покрышки
катят существенно хуже сликов. Это, вобщем-то, не мешает использовать их в
стрит/дерт катании, но большинство предпочитает слики, т.к. во многих
трюках, слишком четкое сцепление в поворотах и приземлениях - скорее
чревато стопорением байка и выкидыванием наездника, со всеми
вытекающими... Конечно, главное предназначение такого протектора - это
ДХ/ФР/Триал/Трейл дисциплины. Иначе говоря, такой протектор предназначен
для сохранения максимального сцепления на рыхлых поверхностях и грунте.
Покрышки с невысоким протектором до 5-8мм часто используют в
байкер-кроссе, пытаясь найти золотую середину между весом, накатом и
сцеплением на большой скорости. Такие покрышки хорошо едут по умеренной
грязи, неглубокому снегу, песку и рыхлому грунту. Форма и рисунок протектора
определяют приверженность покрышки либо к проходимости, либо к накату. Тут
следует подходить к выбору протектора индивидуально, как к выбору
протектора на спортивной обуви.
- Грязевой протектор - высота протектора от 10мм. Обычно это покрышки с
довольно-редкими шипами, но зато высота этих шипов очень внушительна.
Такой протектор идеален для уверенного контроля над байком в грязи, глубоком
снегу, и мало-ли еще в каком шоколаде. Думаю, что на таком протекторе и
широких покрышках, можно даже неплохо рассекать по болотам. Конечно ни
наката, ни скорости от таких покрышек вы не получите. В городе ездить на
таких - это сущая мука. На гладких и мокрых, твердых поверхностях, можете
забыть про сцепление, т.к. из-за высоты протектора покрышка будет идти как
бы "на цыпочках" сводя контактную площадь к минимуму. Стоит
отметить, что на льду все перечисленные типы протекторов пошлют вас подальше.
Тут единственное решение - это шипованные покрышки. Хотя, если ехать по
сухому катку или по замерзшему озеру, то зачастую, как ни странно, вас
смогут удержать широкие слики/полуслики, просто напросто, потому, что их
контактная площадь больше, чем у остальных.
Выбор ширины покрышки.
Ширина покрышки пишется на корде, сразу
возле обозначения диаметра. Измеряется чаще всего в дюймах. Например, 26”x2.1”,
или 559х2.1”, или 559х54 . Эта цифра показывает, какова будет ширина покрышки в
дюймах, после ее накачивания до рекомендуемого давления. В нашем примере речь
идет о покрышке, диаметром 26 дюймов(или 559мм) и шириной 2.1 дюйма(или 54мм).
Если речь идет о покрышке с гладким протектором, то тут все понятно, а когда
перед нами покрышка с крупными боковыми зацепами, то становится не ясно,
имелась ли ввиду ширина корда, или указанная ширина включает в себя и ширину
боковых зацепов? Ладно, оставим это на совести производителя. В большинстве
случаев, точность в выборе ширины покрышки не принципиальна. Впрочем, если вам
нужна точность, то прихватите с собой в магазин небольшую линейку.
Для того чтобы понять, где какая нужна
ширина протектора, вам достаточно просто представить себя, проезжающего плоский
поворот на сыпучем грунте. Какое колесо понесет первым? - правильно, заднее,
оно наименее загруженное в повороте, при этом можно выставить ногу и ехать
дальше. А вот когда у вас снесет переднее колесо – это уже говорит о том, что,
несмотря на его загруженность, сцепления недостаточно. И результатом такого
сноса – будет неминуемое падение.
Переднее колесо несет основную нагрузку в
повороте, если вы, конечно, его достаточно загрузили и поэтому вы должны быть
уверены в том, что оно надежно держит грунт. Самый верный способ увеличить
сцепление колеса, в таком случае – это увеличить контактное пятно покрышки с
препятствием, добиться этого проще всего, установив более широкую покрышку.
Однако, широкая резина хуже катит, и когда
она стоит на заднем колесе (наиболее загруженном в большинстве случаев) это
сильно сказывается на накате байка в целом.
Если речь идет о езде по грязи или песку,
то тут не менее важно, насколько эффективно заднее колесо будет обеспечивать
крутящий момент и конечно, на грязи и песке, широкая резина не помешает и
сзади, обеспечив проходимость и сцепление, правда в ущерб скорости и накату.
Следующий важный параметр - это мягкость
компаунда(соотношение полимеров и каучука в составе резины). К сожалению,
этот параметр не имеет какого-либо жесткого стандарта и, поэтому, вы не найдете
никакой информации о мягкости резины, на корде покрышки. Для этого на покрышках
существуют, так называемые "усики", потянув за которые, вы сможете
сами оценить, насколько мягок состав резины. Что до выбора - то тут все просто:
Мягкая резина "липнет" на гладких поверхностях и отлично держит
велосипед на неровностях, однако, раскрутить такую покрышку весьма не просто,
да и изнашиваются они очень быстро. Твердый компаунд позволяет покрышке быстрее
разогнаться, хорошо ведет себя на скорости и обладает хорошим накатом. Однако
такой компаунд пасует на мокрых и гладких поверхностях, т.к. слишком твердый
для того, чтобы трения было достаточно для приемлемого контроля над байком.
Другой и не менее важный параметр -
это мягкость корда(не путать с мягкостью компаунда). Он показывает,
насколько покрышка приспособлена к "сминанию" под нагрузкой.
Например, покрышка с мягким кордом, при наезде на небольшое препятствие -
обомнется вокруг него, обеспечив при этом и хорошее сцепление, и не теряя
скорости, а покрышка с жестким кордом, при том же давлении, скорее отскочит,
передав всю работу амортизатору и погасив скорость. Тут есть и плюсы и минусы.
Например, покрышку с жестким кордом пробить и проколоть довольно сложно, а
мягкая, наоборот, может при ударе дойти до обода и пробить камеру. Что касается
сцепления и наката, то думаю, тут все и так очевидно и повторяться не стану.
Этот параметр, в отличие от предыдущего, измеряется, и почти у всех
производителей, пишется на корде покрышки.
Измеряется он в количестве нитей корда, на
дюйм, а если не по-русски - то TPI(Threads Per Inch).
Распространенные значения: мягкие - 30-60TPI , жесткие 90-150TPI.
Тип корда: металлический или кевларовый - в основном, влияет на
вес покрышки, со всеми вытекающими последствиями. Что касается прочности на
разрыв или прокол, то тут уже все зависит от конкретной модели и производителя.
Думаю, этой информации более чем
достаточно, для выбора наиболее подходящих покрышек для каждого. Отмечу, что
крайне полезно иметь в своем распоряжении несколько наборов покрышек, для
разных целей и условий. Ну и, конечно же, не забывать следить и менять покрышки
по мере износа.